Обращение к участникам заседания 8 секции форума ИТ ОПК «Стандарты для цифровой трансформации» Уважаемые коллеги! В ходе подготовки к заседанию 8 секции предлагается ряд вопросов, на которые на наш взгляд целесообразно было бы обратить особое внимание в Ваших выступлениях. Как правило цифровой трансформацией называют процесс внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности с целью повышения их эффективности, за счет рационального (оптимального) их применения на всех этапах жизненного цикла. Здесь три ключевых слова: «повышение эффективности», «рациональное (оптимальное) внедрение» и «на всех этапах жизненного цикла». Наша секция ориентирована на стандарты для цифровой трансформации, а это значит обсуждать будем пути развития ИТ стандартизации (которые нельзя рассматривать отдельно от инновационных решений). Для этого предлагается выделить главный вопрос обсуждения: как определить, какие ИТ стандарты нужно применять в ходе цифровой трансформации ОПК с учетом всех этапов жизненного цикла и какие стандарты из них должны остаться добровольными, а какие обязательными. В принципе, любое, как простое, так и сложное устройство можно создать на основе сочетания всего двух составляющих – а) чего-либо нового (оригинального) и б) проверенного опытом удачного применения (традиционного или стандартного). Если это сочетание удачно – то и устройство получается удачным. Если крен необоснованно дан в сторону оригинальных решений получим увеличение трудозатрат, стоимости, снижение надежности и др. Если дать крен в сторону проверенных решений – получим изделие, не соответствующее современным требованиям. Это если рассматривать отдельный образец. Если же рассматривать изделия, объединенные в систему, то здесь возникает другая проблема. В этом случае, даже из рационально построенных образцов система может представлять из себя так называемый «зоопарк», который с одной стороны не обеспечит требуемой эффективности, а с другой система будет создана с излишними трудовыми и финансовыми затратами. При оценке эффективностных показателей это особенно ярко проявится при учете всех этапов жизненного цикла. Следует учитывать, что желание создавать какой-либо образец или целую систему «без оглядки на соседа» естественно и широко распространено, в том числе и в области информационных технологий, а может даже и особенно в этой области. В принципе решить эту задачу можно с помощью такого инструмента как техническое регулирование, т.е. создания обязательных к применению ограничений, выбор которых само по себе является очень сложной и трудоемкой задачей, включающей целый ряд подзадач, требующих объединяющего системного подхода. Именно на обсуждении таких подзадач и принципов, объединяющих их на основе системного подхода, и предлагается сосредоточиться на нашей секции. На наш взгляд целесообразно уделить внимание следующим вопросам. 1. Применение ограничивающих решений в виде обязательных стандартов может оказывать как положительное так и отрицательное влияние на эффективность отдельных образцов или объединяющих их систем. И эту эффективность нужно уметь прогнозировать, причем с высоким уровнем достоверности. При этом высокий уровень соответствия виртуальной и существующей реальности обеспечивается учетом при таком прогнозе всех значащих факторов, особенно таких как совокупное влияние всех этапов жизненного цикла. Такие модели создаются, некоторые уже применяются, но остается вопрос получения достоверных результатов, что требует особого внимания. 2. Одним из проблемных вопросов в таких моделях является учет требований, заложенных в данном случае, в ИТ стандартах. Если перечень применяемых ИТ стандартов уже определен, то особых проблем нет. Заложенные в них требования могут быть внесены в соответствующую модель вручную. Но если такие ИТ стандарты не определены, то возникает задача выбора рационального профиля стандартов (перечня стандартов применяемых применительно к конкретной разработке). Но существует две проблемы, которые существенно затрудняют решение такой задачи в существующих системах проектирования и планирования. К ним можно отнести: a. В настоящий момент количество национальных ИТ стандартов (ГОСТ Р), зарубежных и международных (ISO, IEC, ITU, IEEE и др.) насчитывается несколько тысяч, многие из которых связаны ссылками, имеют свои этапы жизненного цикла стандартов и вводить их в модели жизненного цикла вручную крайне затруднительно. б. Подавляющее количество стандартов изложено в текстовом формате, и, хотя задача выделения из них необходимой информации решается (разработка машинопонимаемых (SMART) стандартов), но до конца еще не решена, а главное практически не апробирована Но оказалось, что умных стандартов мало. Интегральная эффективность изделий и систем с учетом всех этапов жизненного цикла, зависит не только от требований стандартов, но и от требований различных нормативно-законодательных документов. Их требования также должны учитываться в моделях полного жизненного цикла, что потребует создания технологий их перевода в машинопонимаемый формат т.е. появления не только «умных стандартов», но и «умных документов». Пока решение вышеперечисленной задачи не дойдет до уровня практической реализации, эффективный отбор необходимых ИТ стандартов и оценки влияния нормативных документов на интегральную эффективность будет затруднительным. 3. В начале 2000 гг. система стандартизации в РФ была практически разрушена. Область ИТ это затронуло особенно. Связано это с тем, что у нас длительное время в основном все программное обеспечение и оборудование закупалось за рубежом, куда иностранные стандарты были уже заложены. Поэтому и интереса к ИТ стандартизации у наших специалистов не было. Практически не разрабатывались информационные системы в области ИТ стандартизации, ориентированные на разработчиков. Это не позволяет до сих пор специалистам ориентироваться в большом количестве действующих, разрабатываемых и планируемых ИТ стандартов. Необходимо создание интегрированных информационных систем, не только содержащих стандарты, но решающие различные аналитические и сервисные задачи, позволяющие заказчикам и разработчикам более эффективно ориентироваться в ИТ стандартизации, а также определять приоритеты в выборе ИТ стандартов в первоочередном их переводе в машинопонимаемый формат. 4. Область применения ИТ стандартов велика как в оборонной, так и в гражданской областях деятельности. Каждая область имеет свои особенности, но имеет и много общего, что требует аккуратного отношения к применению ограничивающих документов. Это в определенной степени может быть учтено квалифицированной экспертной оценкой. Сейчас во всех развитых странах экспертная оценка стандартов осуществляется на основе работы технических комитетов по стандартизации, в которых работает относительно большое, но все равно ограниченное количество экспертов. Но область ИТ постоянно расширяется. В на настоящий момент в Минцифре России зарегистрировано более 200 000 ИТ организаций и естественно их деятельность техническими комитетами не охватывается. Это требует разработки и внедрения в практику технологий повышения активности таких сотрудников как при развитии системы ИТ стандартов, так и их рационального применения. 5. Сейчас, подготовка специалистов в области стандартизации происходит в основном по преподаванию основ стандартизации, включающих доведение информации о соответствующих нормативно-законодательных документах. Такая подготовка безусловно необходима, однако в современных условиях требуется усиливать подготовку в области способности и умения практических применять отечественные и зарубежные стандарты на всех этапах жизненного цикла в сфере информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности. 6. Развитие системы стандартизации в РФ носит плановый характер и оформляется в виде государственной Программы национальной стандартизации в целом и частных программ стандартизации по отдельным направлениям, в том числе и ряду отдельных программ в области ИТ стандартизации. При этом такие программы содержат только перечни предлагаемых к разработке стандартов и не включают другие значащие факторы (развитие информационных систем, систем оценки эффективности внедрения ИТ стандартов, подготовку кадров и др.) По крайней мере в области ИТ стандартизации такой подход не способствует повышению эффективности практической реализации процессов цифровой трансформации промышленности в целом и ОПК в частности. Важность правильности выбора рационального пути цифровой трансформации промышленности требует системного подхода к планированию этой деятельности, в том числе создания межведомственных комплексных программ ИТ стандартизации, системно учитывающих основные значащие факторы этого направления и приоритетно определяющих сроки и ресурсы, необходимые для их реализации. Уважаемые коллеги, вышеперечисленные вопросы хотелось бы обсудить на заседании нашей секции. Ждем Ваших предложений.